среда, 16 октября 2013 г.

Членов дивное устройство


“Это была моя Ло”, произнесла она, “а вот мои лилии”.

“Да”, сказал я, “да. Они дивные, дивные, дивные”.
(Lolita by Vladimir Nabokov)

Никто не скажет (и я тоже), при чём тут Набоков – дивный стилист и невозможный сноб, искусственный нарост на русской словесности – совершенный, гладкий, скользкий. В музыке (да и то отчасти) такими же отполированными были разве что Dire Straits – голая техника без сучка без задоринки, а если нет сучков, то зацепиться не за что, потому и не цепляет. Даже Лермонтов с его блестящим галльским синтаксисом позволял себе шершавости: рефлексия Печорина попахивает жареным, этическая пошлость сливается с эстетической: 
“Я как матрос, рожденный и выросший на палубе разбойничьего брига; его душа сжилась с бурями и битвами, и, выброшенный на берег, он скучает и томится, как ни мани его тенистая роща, как ни свети ему мирное солнце…”, бла-бла-бла, бла-бла, бла-бла. Умный Александр Дюма (père) недаром во французском издании “Героя нашего времени” выкинул все печоринские терзания, справедливо посчитав их достоевской ересью, которой время ещё не настало. А Достоевский и правда несносен: читать сложно, вчитываться страшно. Впрочем, мог ли быть светлым стилистом человек, привычка которого – водить тринадцатилетних девочек в баню, несмотря на стенания Аполлинарии Сусловой. За девочек приходилось виниться перед недругам, но едва ли перед Тургеневым с его “демократическими ляжками” (про ляжки то ли Некрасов, то ли Толстой придумал). Неплохо было бы покаяться и странному маленькому человеку Гоголю, но Гоголь умер, вот незадача.
Я их всех люблю, дивных членов русской словесности.

Комментариев нет: